На основании п. 4 ст. 18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ) для субъектов малого и среднего предпринимательства исключается обязанность разрабатывать ПНООЛР и проходить процедуру согласования данной проектной документации в уполномоченных государственных органах. Однако согласно п. 7-8 вышеуказанного закона субъекты МСП в обязательном порядке предоставляют в уполномоченные государственные органы отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Данный вид отчетов предоставляется субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке либо в территориальный орган Росприроднадзора (если предприятие подлежит федеральному гос. экологическому надзору), либо в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль в области обращения с отходами (если предприятие подлежит региональному гос. экологическому надзору).
Преимущества отчетности субъектов МСП об обращении с отходами перед разработкой ПНООЛР
Отсутствие необходимости в разработке и согласовании ПНООЛР для малого и среднего бизнеса влечет за собой ряд приятных для предприятий данной категории возможностей:
- Не требуется разрабатывать ПНООЛР каждые 5 лет и проводить процедуру его согласования с оплатой государственной пошлины.
- Отсутствует необходимость ежегодного «продления лимитов» (Техническая отчетность по обращению с отходами) для предприятий, получивших в результате согласования ПНООЛР документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Не требуется переоформлять бланк «лимитов» (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) и оплачивать соответствующую государственную пошлину, если договор на размещение отходов был заключен с новой компанией, отличной от указанной в «лимитах».
- При увеличении количества образуемых отходов или появлении новых видов отходов в результате реорганизации/расширении предприятия нет необходимости изменять проект и повторно проводить процедуру согласования, т.к. для предприятий малого и среднего бизнеса отчетность МСП оформляется на фактический объем отходов, т.е. по факту образования/утилизации/обезвреживания/размещения, а не в плановом порядке как по проекту ПНООЛР.
Сроки представления отчетности МСП в государственные органы
О сроках:
- Для предприятий, подлежащих федеральному гос. экологическому надзору, срок, порядок и форма документации определена приказом МПР РФ от 16.02.2010 №30
- Для предприятий, подлежащих региональному гос. экологическому надзору, сроки представления отчетности определяется на уровне субъекта РФ.
Об ответственности:
Ответственность за отсутствие и несвоевременное представление отчета для предприятий малого и среднего бизнеса по отходам подпадает под статьи 8.2. и 8.5. КоАП РФ.